среда, 19 февраля 2014 г.

Методический практикум по педагогической поддержке


Уважаемые участники семинара! Надеемся, что вы прочитали ситуацию с девочкой Таней. Напоминаем задания: 1.Выделите цели, которые ставил перед собой классный воспитатель. 2.Какие позиции занимала классный руководитель в разрешении этой ситуации? Охарактеризуйте каждую из них. 3.Определите, какие педагогические действия осуществляла Г. А., находясь в той или иной позиции. 4.Каким образом Г. А. реализовывала тактику «защиты»? Аргументированно докажите, почему эти действия относятся к «защите»? 5.Каким образом осуществлялась тактика «помощи»? Аргументируйте свое мнение. 6.Как могла сложиться ситуация Тани, если бы ей не была оказана педагогическая поддержка? 7.Как могла сложиться ситуация, если бы коллеги отказались сотрудничать с Г.А.? 8.Почему от порицания Тани педагоги перешли к помощи ей?

4 комментария:

  1. Добрый день, уважаемые коллеги! Послушно выполняю задание, извините, что с некоторым опозданием.
    Основные цели учителя в данной ситуации, выявить причины поведения Тани; помощь и разрешение сложившейся ситуации.
    Классный руководитель занимала позиции защитника, наблюдателя, помощника.
    В качестве защитника и помощника Г.А. выступила в момент встречи с педагогами класса, объяснив ситуацию Тани; в момент, когда вместе с классом, в том числе и с Таней, проделывала путь в школу, тем самым огораживая её от негативного влияния. В этот же момент Г,А. выступала и в роли своеобразного наблюдателя: как класс, Таня посещают школу. При этом Г. А. очень старалась, чтобы ни Таня, ни другие дети не подумали, что классная руководительница не доверяет Тане и потому приходит каждое утро на их улицу.
    Что касается педагогических действий, то можно отметит следующие:
    - классный руководитель поставила перед собой определённые цели.
    - прежде чем донести до коллег проблему Тани, Г.А. она изучила обстановку в семье, собрав определённую информацию;
    - диагностировала условия её проживания;
    - исходя из полученной информации, наметила план действий: встреча с педколлективом, совместный путь в школу, создание ситуаций успеха для Тани и прочее.
    В ходе событий Г.А. стимулировала деятельность Тани, контролировала её действия.
    Тактика защиты была реализована через позицию "педагогической адвокатуры" защищая Таню от негативных обстоятельств, блокирующих его активность и развитие (путь в школу, беседа с коллегами);
    - через позицию "буфера" смягчает негативные обстоятельства, т.е акцент на положительные качества и отсутствие угрожающего «должна».
    Тактика помощи реализовывалась всеми педагогами, особая роль принадлежит учителю литературы, которая предоставляла Тане условия для самореализации, самоутверждении, поддерживала позиции девочки, тем самым повышая её самооценку и мнение класса.
    Действие классного руководителя показали истинный педагогический профессионализм. Если бы Г.А. не отнеслась к данной проблеме так, как должен себя вести любой классный воспитатель, то конечно же судьба Тани изменилась бы в худшую сторону. Она наверняка бы совсем забросила учиться, попала бы под отрицательное влияние «улицы» и прочие вещи. Положительный исход данной истории, был бы сомнителен, если бы коллектив учителей не поддержал Г.А. Таня увидела поддержку со всех сторон, поверив в себя, отвлекшись от негатива. Грамотное, объективное освещение проблемы убедило коллег посмотреть на Таню другими глазами. Истинный педагог должен видеть в ребёнке больше положительного, стараясь различными педагогическими действиями, приёмами минимизировать всё плохое в нём.

    ОтветитьУдалить
  2. Цель классного руководителя в данной ситуации – это повышение успеваемости Тани через педагогическую поддержку.
    В разрешении данной ситуации классный руководитель использовала следующие позиции:
    обеспечила условия развития Тани, опираясь на особенности её саморазвития, её индивидуальные потребности и интересы ( изучила микроклимат семьи,взаимоотношения между членами семьи);
    оказала помощь ребенку и взаимодействовала с ней, побуждая её самостоятельно осмысливать и решать собственные личностные проблемы; не навязывала девочке те или иные поступки или стиль поведения, а лишь побуждала к осмыслению её прав, возможностей и ответственности;
    поощряя самостоятельные поступки девочки, побуждала её к осознанию жизненной, нравственной и образовательной ценности его выбора и ответственности (не навязчево встречала детей еред школой)
    Педагогическая поддержка особенно необходима тогда, когда надо прийти на помощь ребёнку или подростку, незащищенному и ранимому, в критических ситуациях. Это физическая либо моральная защита его от неблагоприятных социальных условий или психологического стресса, это создание условий для его самостоятельному противостояния злу.

    ОтветитьУдалить
  3. 1. Цели, которые ставил перед собой классный воспитатель: сохранить человека для общества, для жизни.
    2.Какие позиции занимала классный руководитель в разрешении этой ситуации? Охарактеризуйте каждую из них.
    - защиты: При этом педагог:
     через позицию "педагогической адвокатуры" защищает ребенка от негативных обстоятельств, блокирующих его активность и развитие(разговор с коллегами);
     через позицию "буфера" смягчает негативные обстоятельства( разговор с коллегами, утренний маршрут);
    - помощи: При этом педагог:
     создает условия для успешной деятельности ребенка;
     обеспечивает возможность самореализации в пределах реальных возможностей ребенка.
    Таким образом, тактика "помощи" направлена на вывод ребенка из состояния "жертвы обстоятельств" в позицию "встречи с проблемой", на создание условий эмоционального комфорта для ребенка.
    - содействия: При этом педагог:
     постоянно интересуется ребенком и отношением его к происходящему;
     расширяет возможности выбора за счет «вбрасывания» новых вариантов, которые были ребенку неизвестны.
    - взаимодействия: При этом педагог:
     дает реальную возможность ребенку почувствовать и узнать, что такое, оставаясь самим собой, строить общность с другим человеком, с другими людьми;
     открыт диалогу, готов к обсуждению и совместным решениям, и этой готовностью стимулирует ребенка к ответным открытым действиям.
    3.Определите, какие педагогические действия осуществляла Г. А., находясь в той или иной позиции.
     Обеспечила условия развития ребенка, опираясь на особенности его саморазвития, его индивидуальные потребности и интересы;
     не навязывала ребенку те или иные поступки или стиль поведения, лишь побуждала к осмыслению его прав, возможностей и ответственности;
     поощряя самостоятельные поступки ребенка, педагог побуждала его к осознанию жизненной, нравственной и образовательной ценности его выбора и ответственности.
     Опоралась на наличные силы и потенциальные возможности личности учащегося;
     Верила в эти возможности;
     Ориентировалась на способность ребенка самостоятельно преодолевать препятствия;
     Все действия были проведены под лозунгом «совместность, сотрудничество, содействие, конфиденциальность.доброжелательность и безоценочность., защита человеческого достоинства;реализация принципа "не навреди".
     В основе всего был рефлексивно-аналитический подход к процессу и результату.


    4.Каким образом Г. А. реализовывала тактику «защиты»? Аргументированно докажите, почему эти действия относятся к «защите»?
    Разговор с коллегами. Перевести акцент с обвинения ученика на позицию «учитель-воспитатель души».
    5.Каким образом осуществлялась тактика «помощи»? Аргументируйте свое мнение.
    Включение девочки в жизнь класса, школы, происходящее «само собой», без выпячивания помощи и внимания к личности ребенка.
    6.Как могла сложиться ситуация Тани, если бы ей не была оказана педагогическая поддержка?
    Скорее всего, победили бы «гаражи»: там никто никому не должен, а значит,не надо напрягаться, можно быть собой. Но девочка оказалась бы потеряна для общества.
    7.Как могла сложиться ситуация, если бы коллеги отказались сотрудничать с Г.А.?
    Мне кажется, этого не могло произойти: учитель даже в современной «бумажной» школе остается УЧИТЕЛЕМ, а не урокодателем.
    8.Почему от порицания Тани педагоги перешли к помощи ей? Мне думается, я уже ответила на этот вопрос.

    ОтветитьУдалить
  4. По-моему, целью классного руководителя было желание помочь ребенку, оказавшемуся в трудной жизненной ситуации, стремление обеспечить ему условия для самостоятельного осмысления и решения собственных проблем, открыть путь к успешности и, конечно же, повысить его самооценку.
    В данной ситуации учителем были использованы позиции «адвоката» и «буфера». В позиции «адвоката» учитель защитил ребенка от негативных обстоятельств, блокирующих его активность и развитие (разговор с учителями класса, совместная разработка тактики действий). Затем классный руководитель вместе с учителями выступили в роли «буфера», т. е. смягчили негативные обстоятельства, создали условия для самореализации ребенка (учителя не делали лишних замечаний, хвалили девочку, если она этого заслуживала, с ее мнением стали чаще соглашаться одноклассники). Таким образом, они поддержали в девочке хорошее, то, что она может, и «временно» не замечали ее промахи. Этим помогли ей поверить в свои силы и повысить самооценку. Все это говорит о том, что классный руководитель успешно использовала тактики «защиты» и «помощи» в своей работе. Но эта ситуация Тани могла сложиться и по-другому, если бы ей не была оказана педагогическая поддержка и коллеги Г.А. отказались сотрудничать с ней. Скорее всего, девочка все также бы пропускала уроки, не успевала и попала бы в дурную компанию. Благодаря внимательности классного руководителя к проблемам девочки и своим знаниям, Г.А. вместе с коллегами удалось «спасти» и помочь Тане поверить в свои силы, а значит, и в свои собственные. Так, девочка перестала пропускать уроки, старалась не конфликтовать, превратилась в такую, как все. Без совместных действий ни о каком успехе не могло быть и речи.

    ОтветитьУдалить